УРОЛОГИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РДКБ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Предоперационная палата

Отделение урологии - одно из крупнейших клинических подразделений РДКБ (60 коек). Пациенты размещаются в 1-, 2- и 4-местных палатах. Дети ранних возрастных групп госпитализируются вместе с родителями.

Научной базой отделения является кафедра хирургии детского возраста с курсом эндохирургии ФУВ, ПНИЛ хирургии, анестезиологии и реаниматологии детского возраста Российского Государственного медицинского университета. В отделении проходят специализацию аспиранты, клинические ординаторы, интерны.

ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ БАЗА

Урологическое отделение РДКБ

Диагностическая база отделения отвечает современным требованиям детской урологии. Используются современные методы диагностики: ультразвуковое исследование, экскреторная урография, цистоуретрография, уретроцистоскопия, радиоизотопное исследование, уродинамические исследования, компьютерная томография, ангиография, лапароскопия, электромиография.

Большинство детей направляется к нам из региональных медицинских учреждений для уточнения диагноза, Отделение урологиипроведения хирургического лечения или коррекции различных урологических осложнений. Ежегодно лечение получает около 1.500 больных, большинству из которых выполняются оперативные вмешательства. Больные, оперированные в отделении урологии РДКБ, находятся под нашим наблюдением до 17-летнего возраста или констатации выздоровления.

Концепция отделения состоит в том, чтобы пациент с любой патологией мочеполовой системы, от фимоза до клоакальной аномалии, получил квалифицированную помощь. В отделении проводится лечение детей в возрасте от 1 месяца до 15 лет со следующей патологией:

• гидронефроз
  • мегауретер
  • пузырно-мочеточниковый рефлюкс
  • уретероцеле
  • мочекаменная болезнь
  • гипоспадия
  • эписпадия
  • экстрофия мочевого пузыря
  • клоакальные аномалии
  • клапаны уретры
  • посттравматические стриктуры уретры
  • миелодисплазия
  • нейрогенный мочевой
  • дисфункции мочеиспускания
  • паховая, пахово-мошоночная грыжа
  • водянка оболочек яичка, семенного канатика
  • сперматоцеле
  • крипторхизм
  • варикоцеле
  • цистит
  • пиелонефрит
  • фимоз
  • острый баланопостит
  • острый эпидидимоорхит
  • перекрут яичка
  • некроз гидатиды
  • синдром отечной мошонки
  • травма органов мочеполовой системы

В соответствующих разделах представлена подробная информация о наиболее актуальных урологических заболеваниях.

Операционная

Операционный блок оснащен современным анестезиологическим оборудованием и инструментарием. Используются шовные материалы наиболее известных мировых производителей. После наиболее тяжелых вмешательств на органах мочеполовой системы лечение детей проводится в отделении реанимации и интенсивной терапии.

В программе реабилитации оперированных больных, а также как самостоятельные виды лечения, могут быть использованы физиотерапия, лазерная терапия и хирургия, гипербарическая оксигенация, лечебная физкультура.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В связи с особенностями статуса нашей больницы как головного лечебного учреждения России, в течение всего периода существования в отделение урологии РДКБ из отдаленных регионов направлялись пациенты с наиболее проблемными заболеваниями, стратегия и тактика лечения которых на определенных этапах развития отечественной детской урологии разработаны не были. Это определило некоторые направления научно-практической деятельности коллектива, которые мы считаем приоритетными.

Так, в результате разработки и внедрения в практику оригинальных методик хирургического и эндоскопического лечения, решена актуальная проблема лечения посттравматической стриктуры уретры. Итогом многолетней работы в этом направлении стали докторская (В. В. Николаев) и кандидатская (Ф. К. Абдуллаев) диссертации. Опубликована монография (1998 г.).

Одним из основных направлений является эндоскопическая хирургия нижних мочевых пу­тей, используемая при лечении различных видов инфравезикальной обструкции - врожден­ных клапанов уретры, посттравматических стриктур мочеиспускательного канала, детрузорно-сфинк­терной диссинергии. В отделении практикуется известный по зарубежным публикациям и применяемый нами в собственной модификации эндоскопический метод лечения пузырно-мочеточниковых рефлюксов. Защи­щена кандидатская диссертация (В. Д. Кулаев). Широко используются эндоскопические методы ле­чения у детей с различными типами уретероцеле. Эндоскопическая техника и лазерное оборудование успешно применяется нами для остановки кровотечений у детей с крайне редкими сосудистыми аномалиями нижних мо­чевых путей. Эффективно используется эндоскопия при лечении детей с доброкачественными опухолями мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Наш опыт доказывает, что малотравматичные эндоскопичес­кие методы лечения при ряде уро­логических заболеваний позволяют отказаться от традицион­ных хирургических вмешательств.

С 1993 г. мы про­водим операции больным с женским псевдогермафродитиз­мом (врожденной дисфункцией коры надпочечников). Неудов­летворенность результатами известных вмешательств привела к разработке оригинальных методик, позволивших улучшить косметические и функциональные результаты. Иссле­дования защищены двумя патентами на изобретения. Защищена кандидатская диссертация (А. А. Протасов).

Большое количество больных с нейрогенной дисфункцией мо­чевого пузыря, осложненной патологией мочеточников и почек, направляемых к нам из Центра патологии нервной сис­темы РДКБ и региональных учреждений здравоохранения, определяет необходимость углубленного изучения проблемы урологических осложнений у детей с миелодисплазией. Для этой группы сформулирована рабочая классификация, позво­ляющая определить показания к консервативному и оператив­ному лечению. Дифференцированно используются различные методы отведения мочи: периодическая катетеризация, аль­тернативные пути отведения мочи (аппендикоцистостома, «сухие» лоскутные стомы) и др. Результаты обнадеживают в отношении как недержания мочи, так и профилактики вторич­ной патологии верхних мочевыводящих путей.

В связи с большим количеством детей с тяжелыми пороками развития нижних мочевых путей (экстрофия мочевого пузыря, клоакальные аномалии и др.), сопровождающимися значительным нарушением или отсутствием резервуарной функции мочевого пузыря и недержанием мочи, освоены и внедрены в практику отделения энтероцистопластики с удерживающими стомами для управляемого отведения мочи. У большинства больных уда­лось решить проблему недержания мочи.

Врачи отделения регулярно выступают с докладами на научно-практических конференциях РДКБ, заседаниях секции детской хирургии Московского хирургического общества. На клиническом материале отделения урологии защищены 1 докторская и 8 кандидатских диссертаций, в настоящее время ведется работа над 2 докторскими и 2 кандидатскими диссертациями.